Вспоминая Юрия Коца: Игрок, часть IV — шахматный май 62-го

Учaстник чeтырex чeмпиoнaтoв Укрaины (1962, 1967, 1969, 1978), мeждунaрoдный мaстeр Виктoр Aдлeр, нынe живущий в СШA, рaсскaзaл o лeгeндaрнoм дoнeцкoм шaxмaтистe Юрии Кoцe, a тaкжe пoдeлился вoспoминaниями oб укрaинскиx шaxмaтныx звездах 60-х.

-   Впервые я встретился с Коцом в 1962 году на первенстве Украины в Киеве, куда мы отобрались вместе с Володей Тукмаковым, с которым, по-моему, жили в одном номере. Это был один из самых сильных финалов Украины за многие годы. Там играли абсолютно все сильнейшие шахматисты за исключением Геллера — Штейн, Гуфельд, Сахаров, Шияновский, Савон, Николаевский, Коц, Зурахов, Костюченко и т.д. Причем Штейн туда приехал сразу после межзонального в Стокгольме, где он выполнил норму международного гроссмейстера, но не попал в турнир претендентов только из-за дискриминационных квот для советских шахматистов. Теперь он был гроссмейстером, и если раньше для своих коллег он был просто Леня, то теперь он подавал себя, скажем так, более статусно.

Я со Штейном играл в первом туре и сыграл вничью. Об этом написали в газете   «Пионерская правда», мол, сенсация — такой юный шахматист сделал ничью с международным гроссмейстером!

В сложном окончании на 25 ходу гроссмейстер сделал слабый ход и после ответа черных 25…а5 выяснилось, что белым надо искать спасение, которое Леонид Захарович нашел оригинальным способом: он предложил ничью. Я смалодушничал и согласился.

Штейн — Адлер

1.d4   Kf6 2.c4   g6 3.g3 Сg7 4.Сg2 0–0 5.Kc3   c5 6.Kf3   cxd4 7.Kxd4 Фc7 8.b3   a6 9.0–0   Kc6 10.Сb2   d6 11.Лc1   Kxd4 12.Фxd4   Ke8 13.Фd2 Сe6 14.Kd5 Сxd5 15.cxd5 Фd7 16.Лc4 Сxb2 17.Фxb2   Kf6 18.Лfc1 Лac8 19.Фc2 Лxc4 20.Фxc4 Лd8 21.Фc7 Крg7 22.Фxd7 Лxd7 23.Сh3 Лd8 24.Сc8   b6 25.Лc6   a5 1/2

Там состоялся интересный матч   Штейн-Коц в блиц.   Штейн давал минуту на пять, а Коц отвечал пятерным ответом: Штейну достаточно было выиграть одну партию из шести, чтобы уйти «в ноль». Это было достаточно тяжелое условие для Коца, но, к его чести, ему удалось устоять и матч закончился вничью. Это говорит о том, что   Коц и в блиц играл очень прилично. Реноме Л.Штейна в блиц и в то время было достаточно высоким, а впоследствии он стал совершенно выдающимся блицером. Рассказывают, что в Сусе на межзональном он в нескольких партиях уверенно обыграл Р.Фишера, который этому был чрезвычайно удивлен.

Тогда была примерно такая иерархия: Геллер, Штейн, потом   Гуфельд, а далее Коц, Николаевский, Сахаров, Шияновский, Савон и все остальные.

Я приехал на этот турнир из Станислава (ныне Ивано-Франковск). Это был небольшой провинциальный городок, тыщ на 50 жителей, где на дорогах еще можно было встретить лошадь с телегой. Понятно, что ни мастеров, ни кандидатов в мастера там отродясь не было. Такого количества мастеров я никогда не видел, тем более сидеть напротив и играть с ними турнирную партию. Со многими из них в дальнейшем я познакомился ближе в той или другой степени, но я хочу описать именно, как некоторые из них выглядели тогда.

Л.Штейн. Костюм, белая рубашка, галстук. Симпатичное, умное лицо, внимательные черные глаза и абсолютно ровная, можно сказать, вертикальная спина, как у штангиста при рывке и держащего штангу над головой.

Э.Гуфельд. Аккуратно, модно одет. Плотное телосложение, но не толстый. Приветливое, приятное лицо. Остроумен и хочет быть еще более остроумным везде и всегда.

Ю.Николаевский. Спортивное телосложение. Широкие плечи, крепкая шея. Внимательный взгляд из-под толстых стекол очков. Говорили, что был перспективным боксером, где и потерял зрение.

В.Савон. Невысокий, часто улыбающийся и очень смешливый. На вопрос: ”Сколько тебе лет?” — отвечал “Очко” и весело смеялся. Ему тогда действительно был 21 год.

Ю.Коц — наш герой. Как одет — не помню. На нем любая одежда всегда выглядела одинаково, наверное, потому что все остальное в его внешности   было броским, запоминающимся. Смуглое, худое, узкое лицо, тонкий нос и замечательные черные глаза с длинными бархатными ресницами. Сутулый, худой, щуплый, с длинными руками, ногами и кистями рук с неопрятными ногтями. Такое впечатление, что он какой-то гуттаперчевый. Казалось, что если он захочет, то может почесать пальцем левой ноги правое ухо или завязать ноги в узел. За партией он мог сидеть некоторое время на стуле на одной ножке. Ходы записывал очень красивым, каллиграфическим шрифтом.

Коц всегда был чем-то занят: или играл, или искал кого обыграть. Заключал непонятные для партнера, а для себя выгодные пари на исход матчей в футбол, хоккей и т. д. Предлагал играть и играл   в домино, любые карточные игры. На этом турнире Коц популяризировал игру со спичками — есть несколько кучек, кто возьмет последнюю   спичку,   тот и проиграл.   Можно снимать за один ход любое количество спичек из одной кучки. Это чисто математическая игра. Тут нет такого, что «угадал — не угадал», надо знать алгоритм. Коц пытался играть со всеми, но его партнерами в основном были два харьковчанина — Савон и Бережной. Впоследствии мне приходилось наблюдать как ловко его длинные гибкие пальцы обращались с колодой карт с характерным шелестом, обеспечивая нужный для выигрыша расклад карт. Позже он получил очень меткое прозвище «Паук».

Уже в середине семидесятых годов его шахматная сила мало кого впечатляла, он просто стал одним из украинских мастеров. Остался только ореол исполнителя. Мне кажется, в остросюжетном кинофильме главный герой по прозвищу Паук вызвал бы у зрителей большой интерес. Коц обладал обаянием, харизмой. Был весёлый и артистичный. Хотел и мог нравиться многим людям. Разумеется, он понимал, что отнимать деньги у своих же коллег — это гадко, ведь деньги не растут на дереве, а достаются трудом. Ведь это же были не какие-то спекулянты или ворюги, это были нормальные люди, получающие зарплату или стипендию.

В 1980г. я уехал в Россию и больше ничего о нём не слышал. Однако в 1993 году я играл в Гронингене в опене с гроссмейстерами и мастерами. Там еще был побочный турнир, где играли низкорейтинговые шахматисты. И вот я там увидел Коца! Он был в компании каких-то шушукающихся людей, которые даже мало были похожи на шахматистов. Мы не виделись много лет, я ему кивнул — мы не были приятелями, но все же играли в одних турнирах, иногда проводили время за анализом сыгранных партий и пр. И у меня сложилось впечатление, что Коц не хотел признаваться, что он — это он. Он действительно играл в турнире   B, при этом, как я подозреваю, не под своим именем. Но первый приз взять все же не смог (не уверен,   могу ошибиться), хотя с его классом должен был это сделать.

В заключение могу сказать, что такого противоречия талантов и пороков в среде шахматистов я не встречал.

КОЦ И МАТЕМАТИКА

Виктор Вольфович абсолютно прав. В игре со спичками действительно есть алгоритм, да и Коц никогда бы не пошел на «угадал — не угадал», «подфартило — не подфартило». Чтобы удостовериться в этом, обратимся к одной истории, которую авторам рассказал очевидец происходившего.

Шахматисты после турнира возвращались домой на автобусе. Юрий Коц принялся кружить вокруг «Игрока В.» (назовем его так), вовлекая его в карточные дела, но тот отчаянно сопротивлялся: «Играть с тобой вдвоем я не буду, тем более твоей колодой!». Но Юрий Исаакович был настойчив, предложил игроку В. взять колоду на себя («Я ее даже в руки не возьму, ты сам все время сдавать будешь»), а вдобавок пригласил в дела карточные «Игрока А.». А сама игра называлась «Дама» — по словам Коца, «Чисто на фарт».

Правила игры простые донельзя. Каждый ставит на кон по рублю. Далее участники по очереди тянут карту из колоды. Кому выпадает любая дама, тот и забирает банк себе, после чего процедура повторяется заново. Игрок А., быстро взвесив все «за» и против, согласился принять участие в «Даме», но при условии, что тянуть карту первым будет он, Коц — вторым (назовем его, соответственно, «Игрок Б.»), а игроку В., поскольку он является сдающим, карта достается в последнюю очередь.

Поначалу игроку В. «фартило», и он побеждал под одобрительные реплики Коца «Дамы тебя любят!». Но постепенно теория вероятности взяла свое, игрок А. остался в плюсе, игрок Б. (Коц) остался при своих, а вот игрок В. ушел в минус. А могло ли быть иначе?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, возьмем в руки бумагу и карандаш с целью произвести простые вычисления. Очевидно, вероятность того, что игрок А. победит уже на первом шаге, равняется 1/9. Вероятность победы игрока Б. на первой же своей карте — 8/9 * 4/35 = 32/315, что меньше 1/9. А вероятность победы игрока B. на первом шаге, соответственно, 8/9 * 283/315 * 4/34 = 4528/48195, что меньше и 1/9, и 32/315. Вероятность постепенно стремится к нулю, убывая с каждым шагом, так что в этой игре выгодно тянуть карту как можно раньше. Стало быть, игрок А. при сколько-нибудь длинной игре «обречен» на плюс, а сдающий игрок B. — на поражение (а игра обещала быть длинной, так как путь домой был неблизкий).

Может возникнуть вопрос, почему Коц согласился быть игроком Б., ведь он прекрасно понимал, что в «Даму» он не выиграет, а останется «при своих»? Тут все просто: ему нужен был проигрыш игрока B., пусть даже минимальный, чтобы у того возникло непреодолимое желание отыграться в другой дисциплине. Так и произошло — когда игрок А. задремал, игрок B. и Коц сошлись тет-а-тет в деберц, и результат был немного предсказуем. На этот счет можно процитировать отрывок из очерка международного гроссмейстера Николая Шальнева: «В игре на ставку со знаменитым блицистом Чепукайтисом Коц взял предложенные минуты форы и разнес противника, но только на ту сумму, которая была в кармане ленинградца, психологически учитывая, что иначе потеряет его, а так он окажется привязанным и придет отыгрываться. «Социализм – это плановое хозяйство», – приговаривал при этом Коц».

Вернемся к нашим спичкам. Чтобы безошибочно принимать решение в данной игре, нужно уметь, во-первых, представлять цифры в двоичной системе. Например, одна спичка — это 0001, пять спичек — 0101, семь спичек — 0111, и так далее. Во-вторых, нужно постоянно отслеживать нечетное количество этих единиц, а в-третьих — уметь все это делать в уме, ведь ручку и бумагу для расчетов с собой на игру не притащишь. Вне всякого сомнения, Коц все это знал и умел.

Тут возникает другой вопрос — эта забава со спичками (так называемая «Ним-игра») известна с незапамятных времен, но широкое распространение в массовой культуре она получила в 1961 году с выходом на экраны французского фильма «В прошлом году в Мариенбаде» (там эта спичечная игра — один из главных образов всей картины). В СССР «Мариенбад» в прокат не выходил, но уже весной 1962-го Коц вводит «ним-игру» в распространение (кстати, расстановка спичек 1-3-5-7 так и называется «Мариенбадом» в честь фильма). Юрий Исаакович в те времена посетить капстрану возможности не имел, выходит, кто-то другой посмотрел этот фильм на Западе, после чего и рассказал о нем Коцу. Кто бы это мог быть? Вряд ли мы когда-то это узнаем.

Впрочем, разумеется, что есть и альтернативные версии — Коц мог подхватить эту «спичечную» моду не напрямую из фильма, а из других источников. Вспоминает А.Махно: «Дома у Коца (кажется, на пианино) всегда лежал какой-нибудь журнал, раскрытый на рубрике «Занимательная математика». Возможно, что «ним-задача» оттуда».

Эту «ним-игру» еще можно в некотором роде сравнить с шахматами. У тебя выигранная позиция, но возможностей много, а к цели ведут лишь несколько из них (а иногда так и вовсе лишь одна). Первая же ошибка окажется последней — соперник знает алгоритм назубок и без ошибки воспроизведет форсированный вариант.

Получить дополнительное представление о математических способностях Юрия Коца помогут два следующих эпизода. Борис Рывкин в своей статье для ChessPro «Затейник из Донецка» вспоминает вот что:

«Выяснив, что я учусь на Механико-математическом факультете МГУ, Коц принёс в ресторан листочек с геометрической задачей и предложил мне заключить денежное пари. «В твоём распоряжении сутки. Сумеешь решить – выкладываю двадцать рублей, ну а если нет – извини!». Ознакомившись с условием и рисунком, я осознал, что имею дело с одной из многочисленных неподъёмных задач геометрии треугольника. Нетиповое решение, конечно же, существовало, и Юрий Исаакович наверняка его знал, но, как правило, справиться без посторонней подсказки мог либо математический гений, либо автор задачи. Каким-то непостижимым образом Коц безошибочно определял финансовые возможности клиента с учётом поступивших денежных переводов. Вот и сейчас он попал в точку, от привезённой из Москвы наличности у меня оставалось ровно двадцать рублей. От предложенного пари я, конечно, отказался. Подначки Юрия Исааковича: «Как же так? Студент университета, будущий академик пасует перед простейшей задачкой для шестого класса!» – на меня не подействовали».

Шестикратная чемпионка Донецкой области Анна Марковна Берман рассказала авторам следующее:

«Моя мама Раиса Абрамовна Шейнгольд преподавала в ДПИ сопромат и теорию упругости. Она очень негативно относилась к предэкзаменационным просьбам. «Я не могу взять на себя ответственность за обрушившийся дом или иную конструкцию по вине выпущенного мною неуча», — говорила она. Как-то маму попросили не завалить на экзамене самого Юрия Коца. «Могу в крайнем случае поставить вместо тройки четверку, но не тройку вместо двойки». И вот является Юра. Мама, ещё до вытянутого билета, даёт ему задачу полегче – решает мгновенно; дает посложнее – тот же результат; задаёт уже на засыпку задачу из самых трудных – решает без проблем. Мама удивлённо спрашивает: «Зачем Вы при таких знаниях искали протекцию?» — «Раньше поставьте отметку, потом отвечу». Мама с удовольствием пишет в зачётке «отлично», и тогда Юра произносит: «Проблема в том, что по билету я бы Вам ни слова не смог ответить, я ничего не учил».

Можно констатировать, что с цифрами Юрий Коц был не просто на «ты», а на уровне «Привет, что делаешь сегодня вечером?», плюс к тому слыл незаурядным психологом, так что стать Игроком ему было суждено. Вдобавок, Юрий Исаакович при вовлечении в игру был крайне настойчив и упорен, так что здесь просто просится четверостишие Евгения Ильина из бюллетеня 31-го чемпионата СССР в Баку (разве что еще слово «выиграть» заменить на «не проиграть»).

Должно быть, многим «хотца»
Выиграть у Коца.
Но «хочется и колется»,
Ведь Коц упорно борется!

Материал подготовлен в рамках работы над будущей книгой о Ю.И. Коце «Игрок». Авторы: Анатолий Поливанов (международный мастер, обладатель Кубка Донецка-2006), Илья Лифлянд (профессор математики Бар-Иланского университета, обладатель Кубка Донецка-1977);

в материале использован фрагмент фильма «L’Année dernière à Marienbad».