Как в нацистской Германии придумали эстафету олимпийского огня

Oлимпийский oгoнь и всe, чтo с ним связaнo, кaжeтся нeoтъeмлeмoй чaстью культуры Oлимпиaд, восходящей к древним грекам. Но это не так. «Террикон» прослеживает удивительную и парадоксальную историю возникновения традиции эстафеты олимпийского огня…

Сама по себе, традиция зажжения олимпийского огня действительно уходит корнями в Древнюю Грецию, и возродили ее в 1928, когда Олимпиада проходила в Амстердаме. Но тогда огонь зажгли не в священной Олимпии, а прямо на месте, в столице Нидерландов, и поместили в специально выстроенную на стадионе башню. Ее учел при проектировании автор сооружения — знаменитый голландский архитектор Ян Вильс.

Зачем греки поддерживали священный огонь в течение своих Олимпиад? Символизм, насколько можно понять, был двойным. Во-первых, огонь обозначал защиту от диких сил природы. Во-вторых, он был неким образом освобождения. Все это прекрасно укладывалось в канву всегреческих состязаний, в ходе которых сила торжествовала над слабостью, а дух — над плотью. Идею возрождения традиции продвигал накануне амстердамской Олимпиады тогдашний президент МОК, больгиец Анри де Байе-Латур. Он занял этот пост только в 1925, и при всем своем авторитете (в олимпийском движении он был занят с начала века), нуждался в каком-то ярком пиаре. Олимпийский огонь — это было то, что нужно!

Но эстафеты олимпийского огня древние греки не проводили – просто сберегали священный огонь там же, в Олимпии, в храме богини Геры, на все время соревнований. Как же это все сложилось?

На официальном сайте греческого НОК читаем такой текст: «Зажжение олимпийского огня и эстафета впервые были организованы в 1936 г. на Олимпийских играх в Берлине. Идея принадлежала немецкому профессору и члену германского олимпийского комитета доктору Карлу Диму, который и предложил ее организационному комитету XI Олимпийских Игр. С тех пор зажжение огня всегда происходит в Храме Геры в Древней Олимпии». В принципе, все правильно, хотя и немного нет.

Хроника событий несколько затуманена позднейшими попытками все подправить в нужном для олимпийской пропаганды свете. Поэтому историки могут восстановить эту историю только приблизительно, ориентируясь на собственное чувство прекрасного. Мы можем точно сказать, что первоначальная идея мелькнула в головах двух людей – спортивного функционера Карла Дима и археолога Альфреда Шиффа. Точнее, конечно, в голове кого-то одного из них, но сформулировали в окончательном варианте они ее вместе. Логика была такова: настоящий олимпийский огонь может быть зажжен только в греческой Олимпии. Если делать это на месте проведения Олимпиады, огонь теряет всю свою сакральность. Значит, зажигать его следует в Греции, а потом доставлять в город, принимающий игры. Причем доставлять тоже по-древнегречески — без всяких автомобилей и самолетов. То есть — пешком, бегом или, в крайнем случае, на колесницах.

Сюда же подгружалась другая греческая традиция – факельной эстафеты, так называемой «лампододромии», в ходе которой бегуны передавали огонь друг другу. К Олимпиаде это отношения не имело, но, обладая древнегреческим окрасом, вполне подходило к ситуации.

В таком виде идею донесли до руководства нации, а конкретно – до шефа пропаганды Йозефа Геббельса. Тот моментально ухватился за такую красивую историю. Как отмечает французский исследователь Роже Бургонь: «Это помогало укрепить идею арийского наследия между старой и новой властью. Это также намекало на концепцию Гитлера о естественной и цивилизационной связи между греческой, римской и германской империями».

Самое забавное, что идею эстафеты придумали люди неблагонадежные, с точки зрения арийской идеологии. Дима имел жену с еврейскими родственниками. Шифф вообще и сам был евреем, за что впоследствии его репрессировали. Тем не менее, оба замечательно сработали на Рейх. Судя по всему, первоисточником все-таки был Шифф, гораздо лучше Дима знавший античность. Роль Дима была в том, что тот через своего многолетнего покровителя Теодора Левальда, главы германской НОК и председателя Оргкомитета Олимпиады-1936, донес проект до Геббельса. В общем, каждый внес свой вклад, а на выходе получилось грандиозное пропагандистское мероприятие, окончательные детали которого отшлифовались уже в кабинетах министерства пропаганды и в канцелярии Гитлера.

Олимпийские факелы (в количестве почти 4 тысяч) по эскизу скульптора Вальтера Лемке были изготовлены на предприятии, символизировавшем немецкую промышленную мощь — сталелитейном комбинате Круппа. В честь эстафеты было выпущено огромное количество разнообразнейшей атрибутики. За бегунами на автомобилях следовали операторы кинохроники, снимавшие это действо (потом эти кадры разошлись по выпускам киноновостей и были включены в грандиозный фильм Лени Рифеншталь «Олимпия»). На границе Чехословакии (еще существовавшей) и Германии олимпийский огонь встречали парадом штурмовиков. В Берлине по случаю прибытия огня устроили циклопический парад с 20 тысячами гитлерюгендовцев и 40 тысячами военных. В центре города факелоносцев ждали две урны, в которых огонь должен был храниться до церемонии открытия. После того, как его доставили на стадион и переместили в специально сооруженную чашу, Гитлер толкнул речь: «Спортивная, рыцарская битва пробуждает лучшие человеческие качества. Он не разделяет, а объединяет бойцов в понимании и уважении. Это также помогает соединить страны в духе мира. Вот почему олимпийский огонь никогда не должен умирать!»

Очень правильные слова, не правда ли? Короче говоря, все случилось именно так, как и нужно было режиму. Но не парадоксально ли, что эта идея пережила и Гитлера, и Рейх, возродившись после войны и спокойно дожив до наших дней?

И единственным, кто смог нарушить традицию, стал коронавирус. Он сорвал проведение эстафеты уже через пару дней после того, как в марте 2020 огонь был, согласно всем традициям, зажжен в священной олимпийской роще. Как говорится, без шума и пыли его доставили в Японию, где он и хранится в ожидании лучших времен. Которые, как все надеются, наступят в следующем году…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Федор Ларин, специально для «Террикона»