Прeзидeнт УEФA Aлeксaндeр Чeфeрин испустил крик души, пoсeтoвaв, чтo влaдeльцы клубoв и тренеры не понимают его в вопросе формирования футбольного календаря. Это действительно болезненная тема, в которой у разных сторон — неизбежно диаметральные позиции. Terrikon.com рассматривает некоторые особо болевые точки…
18 команд вместо 20
Чеферин, обычно склонный к прямолинейному пафосу и лобовому пиару, в этом случае рассуждает совершенно здраво. Если клубы жалуются на перегруженный календарь — кто мешает им разгрузить внутренние соревнования, уменьшив хотя бы количество участников национальных чемпионатов с 20 до 18? Так ли уж важно, сколько аутсайдеров будет болтаться в нижней части турнирных таблиц? Так ли уж нужны футбольному сообществу все эти «Бернли» и «Кадисы»?
Чеферин бьет в чувствительное место. Именно сейчас разворачивается дискуссия об уменьшении количества команд в ведущих чемпионатах. В одном случае решение уже принято — французская Лига 1 с сезона 2023/24 уменьшается до 18 команд. По окончании нынешнего сезона из нее уйдут 4 участника, а зайдут — всего 2. И всем (ну, почти всем, кроме выбывших) будет хорошо. Рассматривают такой вариант и итальянцы. За реформу выступает президент национальной Федерации футбола Габриэле Гравина. Там еще планируют ввести плей-офф для определения обладателя «скудетто», но это уже другой вопрос.
В Германии, как известно, 18 команд было и так. То есть, несгибаемыми остаются только 2 чемпионата — английский и испанский. Они хотят сохранить 20 участников высших лиг. Исполнительный директор АПЛ Ричард Мастерс так прямо и говорит: «В обозримом будущем сокращения числа участников лиги не предвидится». Это позволяет Чеферину иронизировать по поводу критики слишком напряженного европейского календаря со стороны Юргена Клоппа и Пепа Гвардиолы. Мол, пусть сначала подумают, что могут сделать сами, а уж потом «наезжают» на УЕФА.
Отказ от ненужных кубков
«Президенты клубов должны понять, что два внутренних кубковых соревнования — это чересчур», — говорит Чеферин. Это, в принципе, тоже логично. Многие не могут понять, зачем нужны Кубки национальных лиг, если есть просто национальные Кубки — тем более, что зачастую топ-команды относятся к этим самым Кубкам лиг как к обузе, выставляя там неполноценные или вовсе вторые составы?
По этой линии перегруз есть также не во всех странах. Нет Кубка лиги у итальянцев (и никогда не было). Испанцы его перестали проводить еще в 1986 — придуманный для привлечения телезрителей и генерации дополнительных доходов, турнир вызвал перенасыщение календаря, а денег не принес. Немцы проводили Кубок лиги недолго и только для 6 команд — последний розыгрыш состоялся в 2007. Совсем недавно, в 2020, приостановили проведение Кубка лиги французы — и непохоже, что когда-то возобновят.
Таким образом, получается, что эту дополнительную ношу несут только английские клубы. И тут опять-таки нельзя не принять аргументацию Чеферина: хотите уменьшить нагрузку на футболистов — отменяйте Кубок лиги, какие проблемы? Но нет, когда осенью 2020 клубы АПЛ решали, быть этому турниру или нет, большинство проголосовало «за» него. И это странно, если учесть, что призовой фонд турнира — всего 400 тысяч фунтов, да и то, они распределяются только среди полуфиналистов. Между тем, для Пепа Гвардиолы это явно лишний элемент, о чем он прямо заявлял: «Уберите этот турнир. Так меньше игр, меньше соревнований, меньше команд, больше качества, меньше количества. Люди могут жить без футбола некоторое время. Это слишком много». Но его авторитета не хватает, чтобы сломать традицию.
8 или 10 матчей в Лиге чемпионов
В своей полемике с тренерами и владельцами клубов Чеферин недоумевает по поводу их недовольства реформой Лиги чемпионов, из-за которой количество матчей группового этапа возрастает с 6 до 8. «Все очень просто. Если ты меньше играешь, то получаешь меньше денег. Кто должен жаловаться, так это заводские рабочие, которые получают по 1 000 евро в месяц. Каждый хочет играть больше кубковых матчей, но никто не готов идти на уступки. Клубы хотели играть по 10 матчей на групповой стадии Лиги Чемпионов — у них будет 8, и это правильное число», — говорит президент УЕФА.
На самом деле, интересы сторон предельно ясны. Каждому хочется роста прибыли, а значит — увеличения числа рейтинговых поединков. Как правило, это матчи Лиги чемпионов, приносящие огромные доходы. Тут интересы УЕФА и клубов виртуально совпадают. При этом, если для УЕФА не имеет особого значения то, что происходит за пределами ее юрисдикции, то для клубов это как раз очень важно. Потому что, например, в Англии продажа телеправ генерирует огромные денежные потоки, в которых клубы привыкли купаться. Совокупные доходы клубов АПЛ по этой линии превышают 4 миллиарда фунтов, и пилить под собой такую золотую ветку никто не хочет. Отсюда — нежелание уменьшать количество клубов в АПЛ.
В итоге, европейский календарь — результат постоянного противоборства сторон, в которой не будет победителя, потому что стороны достаточно сильны, чтобы не уступать, но и недостаточно самостоятельны, чтобы решать вопросы единолично. Тенденция, однако, очевидна: везде лиги идут на уменьшение внутреннего напряжения ради увеличения международных заработков. Упирается только Англия из-за своих непомерных телевизионных бюджетов. И, возможно, из-за старой привычки чтить традиции…
Юрий Шелест, специально для «Террикона»
another languages: uk