В «Aтaлaнтe» нaмeтились грaндиoзныe пeрeмeны. Рaнee 55 прoцeнтoв aкций клубa перешли в руки американскому инвестору Стивену Пальюке, и теперь это чревато радикальными изменениями как в стилистике руководства, так и в персоналиях. «Террикон» пытается предугадать, что грозит Руслану Малиновскому и его команде…
Согласитесь, еще лет 7 назад название этого итальянского клуба вряд ли могло вызвать у рядового болельщика какие-то особенные эмоции. Под этим брендом скрывался середнячок Серии А без своего ярко выраженного лица, на которого топы не обращали особенного внимания. Другое дело сейчас! Нынешняя «Аталанта» — среди законодателей мод, постоянно участвует в Лиге чемпионов, однажды дошла до четвертьфинала — и мы помним, тогда чудом не попала в полуфинал из-за невероятного камбека в исполнении ПСЖ.
Но в следующей Лиге чемпионов «Аталанты» не будет. Команда провалила второй круг и сейчас вообще может остаться без еврокубков — впервые за все то время, когда ею руководит Джанпьеро Гасперини.
Именно Гасперини, как все мы понимаем, представлял собой секрет трансформации серенькой команды в одного из самых привлекательных феноменов современного футбола. Этот тренер принес с собой новую философию игры, которая оказалась созвучна тому, что сейчас принято считать тактическим трендом. Идея Гасперини была проста — персональный прессинг. То есть, каждый игрок его команды опекает кого-то из команды противника. Но эта минималистическая идея требовала особенных игроков и специальной подготовки. Все это обеспечил тренер, причем эффект его работы обозначился очень быстро, уже через сезон «Аталанта» вступила в борьбу за самые высокие места.
Гасперини был в «Аталанте» на исключительном положении. Еще недавно генеральный директор клуба Умберто Марино говорил: «Если почитать его контракт между строк, то можно увидеть — на всю жизнь». Хвалил за те изменения в итальянском футболе, которые спровоцировал своей работой замечательный тренер. Но в начале этой недели Гасперини выступил совершенно в ином духе: «Я подписал контракт в ноябре, но ясно, что все изменилось, и зависит от клуба, что они решат». Это прозвучало параллельно с обсуждением в прессе его возможных преемников — Ивана Юрича и Игора Тудора.
Эксперты сразу начали рассуждать, что, мол, ничего страшного, что Юрич вообще ученик Гасперини, работал с ним в «Дженоа» и чуть ли не с молоком впитал его систему, а Тудор создал вполне симпатичную команду из никакой «Вероны». Все это представляется гаданием на кофейной гуще. Юрич ничего значительного в самостоятельной тренерской деятельности не достиг, а у Тудора до «Вероны» было несколько неприятных опытов на этом поприще. И, в отличие от Гасперини, у них нет какой-то сверхидеи, на которой можно было бы строить суперкоманду.
А в «Аталанте», если оттуда уйдет прежний тренер, именно такой деятельностью и придется заняться. То, чего достиг клуб в последние 6-7 лет, лежит прежде всего в сфере тренерской деятельности. Нужен человек, равновеликий Гасперини хоть в чем-то — в харизме, в интеллекте, в креативности. Пока ни один из двух кандидатов не преемника не тянет ни в одном аспекте.
Но может, все эти разговоры вообще преждевременны? Может, действительно, никто Гасперини увольнять не собирается, как утверждает Умберто Марино? Почему все так решили, что из-за нового владельца Стивена Пальюки обязательно состоится смена тренера? Ведь в клубе сохранилась прежняя структура руководства во главе с представителями семьи Перкасси, ранее мажоритарно владевшими «Аталантой». А они влюблены в Гасперини и ни за что не станут инициировать его отставку.
Высказывания экспертов по поводу смены тренера вызваны пока только предположением, что Пальюке не понравятся результаты этого сезона. Когда он стал главным хозяином «Аталанты», говорили как раз о том, что для него, как для типичного американского бизнесмена и человека, не знакомого с футбольным бизнесом, будет важна голая статистика. А тут Гасперини крыть нечем. «Аталанта» выдает худший сезон за все время пребывания Гасперини у власти. Ну, почти худший (в 2017/18 был провал на 7-е место). Но если учесть, что последние 3 сезона бергамаски финишировали третьими, нынешнее колебание на грани 6-го — 8-го — сродни катастрофе.
Украинского болельщика более всего волнует, как все это может сказаться на судьбе Руслана Малиновского. Тут надо понимать, каковы планы Гасперини, а о них мы знать не может со стопроцентной гарантией. Опираясь на данные осведомленных журналистов, можем лишь предположить, что нынешнее плачевное выступление неизбежно подтолкнет Гасперини к перестройке. И прежде всего, будет реконструирована средняя линия, в которой резко сдали такие важные для команды люди, как Ремо Фройлер и Мартен де Рон. Предполагается, что Малиновский вместе с Теном Коопейнерсом станет системообразующим исполнителем в этой линии.
Если же Гасперини уйдет, тогда, по идее, возможна всякая фантастика. В последние месяцы Малиновским интересовались «Ювентус» и «Милан». Может быть, наш соотечественник продолжит карьеру в новых цветах. Но, честно говоря, хочется, чтобы он остался и продолжил сотрудничество с Гасперини. Тут у него все замечательно получается. Да и вообще, жалко будет потерять такую самобытную команду…
Юрий Шелест, специально для «Террикона»