Пoслe длитeльныx пeрeгoвoрoв и слoжныx финaнсoвo-диплoмaтичeскиx мaнeврoв дoгoвoрeннoсть o продаже «Челси» все-таки достигнута. Но кто они, новые владельцы клуба, и на что они способны? «Террикон» разбирается в этих вопросах…
Условия продажи клуба американскому бизнесмену и филантропу Тодду Боули (и его соратникам) таковы. Общая сумма инвестиций — 5 миллиардов евро. Их них почти 3 миллиарда будут направлены на покупку акций клуба, и эти доходы будут переведены на замороженный банковский счет в Великобритании с перспективой пожертвования 100% на благотворительные цели, в том числе на помощь украинским беженцам. Еще 2 миллиарда пойдут на инвестиции в «Стэмфорд Бридж», академию, женскую команду, а также дальнейшее финансирование фонда клуба. Продажа будет завершена в конце мая при условии получения всех необходимых разрешений британских регулирующих органов (с чем проблем вроде бы не должно возникнуть).
Откуда же появился этот самый Боули? Первоначально — из Германии, там жили его дедушка с бабушкой перед тем, как эмигрировать в Штаты в беспокойном прошлом веке. В школе Тодд занимался борьбой, и так успешно, что даже был членом сборной США для старшеклассников. По образованию — экономист. Еще во время учебы в колледже начал работать в «Ситибанке», чтобы получить первичный опыт финансовой деятельности. Настоящую карьеру начинал в бостонском отделении банка «Швейцарский кредит». Долго работал на знаменитую семью Гуггенхайм (инвестиционная и финансовая деятельность).
Сейчас занимается… Чем он только не занимается! Страхованием, недвижимостью, цифровыми технологиями (игры, базы данных и т.д.), сетью ресторанов, медиа (контролирует знаменитые бренды в развлекательной сфере — Billboard, Rolling Stone, The Hollywood Reporter, Variety). Кроме того, Боули активно благотворительствует, помогает способным подросткам изучать экономику, участвует в фондах по излечению эпилепсии и применению ультразвука в медицине. В общем, крайне многогранная личность.
Отдельная тема — спорт. Боули занимается им весьма энергично — в смысле, владеет и инвестирует. Он — хозяин 20% легендарной бейсбольной команды «Лос-Анджелес Доджерс», части женской баскетбольной команды «Лос-Анджелес Спаркс». С группой партнеров овладел частью акций «Лос-Анджелес Лейкерс». Кроме того, имеет бизнес в фэнтези-спорте и видеоиграх.
К покупке «Челси» подступался дважды, начиная с 2019, когда из-за антироссйских санкций Романа Абрамовича начали прижимать в Британии. Максимальное его предложение было 3 миллиарда долларов, Абрамович его отверг, на том дело вроде бы и кончилось. Но когда российского магната этой весной буквально заставили продать клуб, Боули возник вновь. Переговоры шли нелегко, всплывали другие покупатели, но в конце концов, сделка была совершена.
Возможно, решающим фактором, обеспечившим победу Боули, стало то, что к его заявке присоединился Марк Уолтер — основной владелец «Доджерс», давний знакомый Боули по Guggenheim Partners. Это позволило усилить финансовый «заряд» их предложения и повысить ее солидность.
Кроме того, в покупке поучаствовал и швейцарский миллиардер Хансйорг Висс. Он — основатель одного из крупнейших медицинских проектов в истории под названием Syntes, который, впрочем, уже давно продал, с тех пор занимаясь в основном какими-то пожертвованиями. Предполагается, что финансирование «Челси» тоже воспринимается им как некий филантропический проект. Кстати, его состояние (5.1 миллиарда долларов) больше, чем у Боули (4.7 миллиарда) и Уолтера (3.9 миллиарда). Но в общем-то, они — примерно равновеликие фигуры в мире большого бизнеса.
Пресса преподносит Висса как хитрую бестию, которая любит управлять из тени. Расписывают, например, как он инвестирует большие суммы в американскую политику, поддерживая демократов против республиканцев через благотворительные фонды и частные пожертвования, а на выходе имея вполне реальные прибыли. В «Челси» он тоже не намерен выставляться напоказ. В интервью швейцарской прессе Висс признался, что терпеть не может конфликты, а этим чревато управление футбольным клубом. Поэтому все решения будет принимать Боули, которого Висс назвал своим другом. Соответственно, и доля Висса в инвестициях будет меньшей.
Как Боули станет управлять, мы можем только догадываться. Намек на это могут дать такие его слова: «Это очень унизительно, когда ты все делаешь правильно и все равно не выигрываешь. В этом есть что-то, что заставляет меня продолжать стремиться ежедневно делать лучшее, что я могу. Сначала ты пытаешься разобраться, потом ставишь правильных людей, строишь фундамент, затем – позволяешь ему работать».
По слухам, новые владельцы уже имели разговор с главным тренером «Челси» Томасом Тухелем, успокоили его и заверили, что намерены серьезно заниматься проектом и по-взрослому его финансировать. В частности, готовы выделить нужную сумму на покупку этим летом нужного количества игроков. Тухель вроде бы сказал, что ему нужны пятеро: два центральных защитника, оба латераля и форвард. Его пожелания были внимательно выслушаны.
Вполне возможно, что Боули и его друзья действительно имеют желание развивать «Челси» на уровне всех требований, которые выдвигает текущая повестка. Но весьма сомнительно, что они будут относиться к клубу, как к своему ребенку. То есть — так, как относился Роман Абрамович. Вряд ли «Челси» будет жить так, как жил последние 20 лет. К чему это приведет, покажет суровая реальность…
Юрий Шелест, специально для «Террикона»