Кoнцoвку чeмпиoнaтoв СССР «Шaxтeр» прoвoдил пo-рaзнoму. Нo нa финишe сeзoнa 1973 все сошлось как нельзя лучше — игра, впечатление, результат. «Террикон» вспоминает, возможно, лучший октябрь в истории донецкого клуба…
В начале сентября, после победы над «Пахтакором», «Шахтер» поднялся на 4-е место. О медалях пока особо не мечтали, до них была дистанция в 3 очка (а за победу тогда давали 2). Но для команды, проводившей первый сезон после возвращения в Высшую лигу, 4-е место казалось просто замечательным результатом. Тем более, что и несколько последних сезонов перед вылетом «горняки» тоже провели, мягко говоря, не ахти.
Тренером команды тогда был Олег Базилевич, собравший ее почти заново, поднявший из Первой лиги и уверенно руководивший на высшем уровне. В турнирной таблице его «Шахтер» шел сразу за «Днепром», который возглавлял давний приятель Базилевича — Валерий Лобановский. Между ними установилась негласная конкуренция — чей клуб выступит лучше в чемпионате СССР. Забегая вперед скажем, что это соревнование таки выиграл Базилевич. Правда, финишировал «Днепр» уже без Лобановского — его по личному распоряжению главного украинского партийного босса Владимира Щербицкого перевели в «Динамо», налаживать расшатавшиеся киевские дела. Так что финишировал «Днепр» уже без Лобановского, и трудно сказать, у кого в итоге Базилевич выиграл конкуренцию…
Но вернемся в середину сентября, к прекрасной 4-й позиции в турнирной таблице. «Шахтер» удерживал ее ровно тур. Потом последовала «баранка» в домашнем матче с «Кайратом» — и болезненное падение сразу на три ступеньки вниз. Причем «баранка» получилась специфическая — матч закончился со счетом 0:0, но по тогдашнему регламенту, при таком счете пробивалась серия пенальти, победитель которой получал очко, а проигравший — ничего. По пенальти казахский клуб выиграл…
В 25-м туре, закрывавшем сентябрь, «Шахтер» играл в Киеве — и проиграл. Минимально, 1:2 — но проиграл. Опять «баранка»… Тут уже надо было не мечтать о медалях, а думать о сохранении места в десятке. Но вот в этот момент все и сложилось, заколосилось, наконец, то, что было посеяно Базилевичем в предыдущие месяцы. На «Шахтер» словно снизошло озарение — и болельщики со стажем признавались, что именно тогда, в октябре 1973, впервые возникло приятнейшее ощущение всемогущества родной команды. Когда они по-настоящему брались за дело и шли на приступ, сразу было ясно и видно, что никакой соперник перед ними не устоит. А по трибунам пробегала какая-то невидимая, но вполне ощутимая магнетическая волна.
Судьба сыграла в интересную игру. 7 октября «Шахтер» Базилевича принял «Днепр» Лобановского, проводившего предпоследнюю игру с этой командой (о чем тогда еще почти никто не догадывался). Друзья рубились не на шутку, матч получился очень боевой, но «Шахтер» был настолько хорош, что Лобановскому оставалось только руками развести. Уже к 20-й минуте «горняки» вели благодаря голам Виталия Старухина и Владимира Сафонова. Гости смогли забить лишь гол престижа уже в концовке. После матча, по воспоминаниям болельщиков, пристально за этим следивших, Лобановский и Базилевич о чем-то долго общались. Может, о том, что случилось через пару месяцев, когда друзья воссоединились в Киеве?
В 28-м туре «Шахтер» принимал лидера (и будущего чемпиона) ереванский «Арарат». Мало кто так прижимал армянскую команду в этом сезоне. Хозяева играли красиво и мощно, но фатальное невезение преследовало их — мяч упорно не шел в ворота. С другой стороны, в самом конце и ереванцы упустили вернейший момент. В итоге — нулевая ничья и все та же серия пенальти, в которой «Арарат» «перестрелял» «Шахтер».
21 октября в Донецк приехал ростовский СКА. Это был откровенный аутсайдер, и дончане поступили с ним соответственно — разгромили со счетом 3:0 (два гола — на счету Виталия Старухина, один — Анатолия Конькова). Коньков как диспетчер команды был просто шикарен в те дни — игрок сборной, он заметно превосходил по классу партнеров, тоже далеко не последних людей в футболе. И игру вел, и вперед прорывался, и издали бил — в общем, находился на своем пике.
Ровно через неделю, в предпоследнем матче чемпионата, «Шахтер» принимал московское «Торпедо». Столичные автозаводцы в те годы не блистали, но в тот момент очки были им нужны как воздух — они цеплялись за спасительное место, позволявшее продлить существование в элите. Но в Донецке у них ничего не получилось. Голы Конькова и Сафонова добавили в актив «Шахтера» еще 2 очка.
И вот перед последним туром сложилась ситуация, при которой великолепно игравшая донецкая команда могла замахнуться на «бронзу». Правда, для этого должно было сложиться несколько обстоятельств. Вот какое было положение после 29-го тура: по 31 очку имели, кроме дончан, динамовцы Москвы и Тбилиси, 29 — «Спартак». У всех этих клубов оставались шансы на награды. И самые большие получал победитель матча «Динамо» (Москва) — «Шахтер». Увы, но донецкой команде довести дело до блестящей концовки не получилось. Не хватило на последний матч, хотя еще в начале его второго тайма ничего не было ясно. Но голы Андрея Якубика и Геннадия Еврюжихина отправили очень качественных тогда московских динамовцев на «бронзовую» строку. Тбилисцы, проиграв «Зениту», от конкуренции устранились…
В итоге, «Шахтер» остался с 31 очком. Столько же имели грузины и спартаковцы, но по лучшей разнице они расположились выше. Донецкая команда довольствовалась 6-м местом. В городе этот результат восприняли со сдержанной радостью. А в памяти болельщиков октябрь 1973 остался как месяц, когда они впервые за многие годы увидели в родной команде коллектив топового уровня. Который еще скажет свое медальное слово, и не одно.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Евгений Ясенов, специально для «Террикона»