Сeгoдня испoлнилoсь бы 90 лeт вeликoму брaзильскoму трeнeру Тeлe Сaнтaнe, К сoжaлeнию, он умер 74-летним в 2006. Но его работу со сборной забыть невозможно, и «Террикон» сегодня вспоминает те волшебные мгновения…
27 мая 1982 открывали новый стадион в Уберландии — бразильском городе, втором по численности в штате Минас-Жерайс. Это была суперсовременная арена, и на ее запуск собралась внушительная аудитория в 73 тысячи зрителей. По такому случаю организовали товарищеский матч между сборными Бразилии и Ирландии. К восторгу местных, «селесао» разнесли гостей в пух и прах — 7:0. Голы забили Сократес и Сержиньо (по 2), Фалькао, Зико и Луизиньо.
Это был последний спарринг бразильцев перед чемпионатом мира — и он получился настолько ярким, что их сразу возвели в главные фавориты «мундиаля». Впрочем, они и до того котировались очень высоко. Особенно после удивительной победы над чемпионами Европы, командой ФРГ со счетом 4:1. Она случилась 7 января 1981 на «Золотом кубке» — уникальном соревновании, которое было организовано для всех сборных, когда-либо становившихся чемпионами мира. Турнир бразильцы не выиграли, но немцев разнесли в щепки. А потом выиграли еще и в Штутгарте — в ответном спарринге, чтобы успокоить тех, кто говорил — мол, немцы проиграли только потому, что им пришлось действовать в непривычных южноамериканских условиях. А потом, в марте 1982, победили ФРГ еще раз, дома, на «Маракане», в присутствии 172 тысяч зрителей. Это уже был окончательный приговор.
Кроме того, в течение 1981 Бразилия выигрывала в товарищеских матчах у Англии, Франции, Испании. И дело было не только в результатах — команда демонстрировала яркий, атакующий футбол, которого от нее не видели, начиная с триумфального 1970.
Все эти светлые перемены связывали с новым тренером сборной Бразилии Теле Сантаной, которого в молодые годы, когда он играл за «Флуминенсе», называли «Тарзаном» за ловкость и худобу. Он принял сборную после того, как она провалилась в 1979 на чемпионате Южной Америки, проиграв в полуфинале Парагваю. Предыдущий тренер Клаудио Коутиньо хотел сделать «селесао» футбольной машиной на манер лучших европейских сборных, что привело лишь к тому, что игра стала сухой и осторожной. Болельщикам это активно не нравилось, а поскольку и желаемых результатов система Коутиньо не давала, то его уход никого особо не опечалил.
Сантана решил вернуться к корням, вспомнить, за счет чего достигались величайшие бразильские победы — сплава филигранной техники и командной дисциплины. И Бразилия снова стала Бразилией!
«Футбол в стране умирает. Формулы чемпионатов штатов и Бразилии откровенно неинтересны публике. А в самой игре престиж уже давно важнее техники! Если я увижу красивую игру в мяч на улице, обязательно остановлюсь посмотреть — это полезнее и приятнее, чем нудный матч чемпионата страны», говорил новый тренер, объясняя, чего добивается.
Сантана решал проблему и просто, и сложно. У него должны были играть только лучшие — но не все, а лишь те из них, кто принимал его идеи. Поэтому, например, постепенно задвинули на второй план Роберто Динамита — одного из лучших на тот момент бомбардиров национального уровня. Он не мог играть в коллективный футбол Сантаны. И напротив, на острие атаки прижился Сержиньо Шулапа — футболист далеко на такой одаренный, как Роберто, но четко выполнявший свою задачу. На чемпионате мира-1982 Роберто весь турнир отсидел в запасе, а Сержиньо был игроком «старта» и забил 2 гола.
Самое важное — при Сантане в сборной расцвел Сократес. В сборную его привлек еще Коутиньо, но на главные роли не выдвигал — слишком своенравным был этот игрок. Сантане удалось не только поладить с Сократесом, но и понять, что вокруг него можно выстроить команду. Сократес стал капитаном — и мгновенно стряхнул с себя все свое высокомерие и разгильдяйство, в котором его нередко упрекали прежде.
Посадив на лавку Роберто Динамита, Сантана оставил свою команду без ярко выраженного бомбардира. Ни дубоватый Сержиньо, ни утонченный, но нестабильный Эдер на роль голеадора не тянули. Но это тренера не смутило. Он создал такую линию полузащиты, что о забитых голах можно было не беспокоиться. Зико, Сократес, Фалькао, Тониньо Серезо — была ли когда-нибудь в мировом футболе полузащита лучше?
На чемпионате мира 1982 Бразилия забила 15 голов в 5 матчах. 9 из них — на счету великолепной средней линии (4 — Зико, 3 — Фалькао, 2 — Сократес). Это был лучший результат чемпионата, хотя «селесао» не удалось даже выйти в полуфинал. Волшебная атакующая Бразилия вернулась!
Теле Сантана — один из немногих тренеров, которых считают великими, несмотря на отсутствие титулов. Просто за то, что он сделал. «Мы готовы столкнуться с любой защитной тактикой. И ответим как обычно — пойдем вперед и забьем», — говорил он. Так никто не говорил с тех пор, как из сборной ушел Пеле…
Сантану трудно назвать футбольным романтиком — при четкой атакующей направленности, его команда всегда имела хорошую организацию. Но процитированные нами слова — чистой воды романтизм. И одолеть ту сборную Бразилии можно было только ее же стилем. Что и понял на чемпионате мира 1982 тренер сборной Италии Энцо Беарзот, наплевав на проверенные оборонительные схемы и позволив своим ребятам атаковать, как бразильцы. В одном из величайших матчей в истории «мундиалей» Италия побила Теле Сантану его же картой, победив 3:2. Бразильского тренера жалели — но разве не было его моральной победы в том, что соперник стал играть по-бразильски?
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Федор Ларин, специально для «Террикона»