Вчeрa Aрсeн Вeнгeр выступил с зaявлeниeм, кoтoрoe нa фoнe Eврo, мoжeт, и не все заметили, но которое намекает на грандиозные перемены в мировом футболе. Мы оказались на пороге самой настоящей революции, контуры которой пробует угадать «Террикон»…
Почему на эту тему вдруг выступил именно Венгер? Просто потому, что он сейчас трудится главой отдела ФИФА по глобальному развитию футбола. Усовершенствование системы мировых футбольных отношений — его задача. От него ждут оптимизации всего. Вот он и пытается оптимизировать.
Что предлагается? Процитируем первоисточник, то есть — самого Венгера: «Я выступаю за один перерыв на матчи сборных, максимум за два, вместо нынешних пяти. Пусть сборные собираются в октябре, за месяц проводят 7 отборочных матчей, а потом проводят финальный турнир в июне. Это приведет к меньшему числу разъездов для игроков, даст больше ясности, снизит количество травм. Мы хотим сократить количество игр, это очень важно, так мы сможем видеть состояние игроков. Это позволит проводить большой турнир каждые два года. Мы гарантируем период отдыха после каждого турнира. Представьте такое: чемпионат мира 2026 года в США, Мексике и Канаде; 2027 год – чемпионат Европы и другие континентальные турниры; очередной чемпионат мира в 2028 году и так далее. Больше матчей на выбывание, меньше отборочных игр. Это то, чего хотят болельщики».
Сделаем шаг назад, чтобы увидеть, как начиналось все это.
Пост в ФИФА Венгер занял в ноябре 2019. Тогда это было воспринято с насмешливым сочувствием: заслуженный тренер, окончательно вышедший в тираж, получил от щедрот организации «сахарный» пост. Но Венгер оказался активнее, чем можно было ожидать. В прошлом году он выступил с инициативой изменения фундаментальных правил — офсайда и выездного гола. Кстати, выездной гол уже отменен, если вы не забыли. И вот — новый пакет реформ.
Понимающие люди объясняют, что Венгер был взят Джанни Инфантино для создания благоприятного медийного фона, который поможет при переизбрании на пост главы ФИФА в 2023. Самому Инфантино озвучивать радикальные идеи не хотелось бы, потому что они могут быть приняты в штыки и ударить по самому боссу. А Венгеру, во-первых, все равно, во-вторых, у него большой авторитет в футбольной среде, несмотря ни на какие его провалы последних лет. То есть — очень удобное орудие для выполнения того, что задумал Инфантино.
Но не будем об этом. Независимо от политической подоплеки работы Венгера, она имеет и практический выхлоп. На нем и сосредоточимся.
Представим, как может выглядеть футбольная жизнь, если реализуется его программа. Сразу отметим, что, собственно, «программой» его общие фразы пока не назовешь. Можно говорить лишь об общей идее, некоторые детали которой приходится домысливать. Но все же, давайте попытаемся разглядеть те воздушные замки, которые нам рисует Арсен Венгер.
Давайте, как он и предлагает, начнем отсчет новой жизни с чемпионата мира 2026, который, мы знаем, пройдет в США, Канаде и Мексике. Дальше, по раскладам Венгера, летом 2027 мы увидим очередной-внеочередной Евро. Но когда успеют отобраться его участники? По схеме Венгера — осенью 2026. Это будет сделано в течение нескольких недель, причем матчей каждая команда проведет не 10, а 7 (откуда в голове Венгера взялась эта цифра и что она значит, можно только догадываться). На это время, естественно, будут приостановлены чемпионаты всех стран. Это не создаст неразрешимой проблемы — весной можно будет легко нагнать график чемпионатов благодаря отсутствию привычных всем нам «окон» для сборных.
Летом 2027 в стандартный сезон (июнь-начало июля) проходит финальная часть Евро. Осенью 2027 проводится отбор к следующему чемпионату мира — опять-таки, в течение нескольких недель, одним махом. Летом 2028 проводится очередной «мундиаль». Осенью 2028 — отборочный турнир Евро-2029. И так далее, и так далее…
Вам не кажется, что в этой схеме чего-то не хватает? Правильно — в ней нигде нет Лиги наций. И это не случайно. Венгеру категорически не нравится этот турнир. Он считает Лигу наций «пятым колесом» в телеге мирового футбола. Об этом он уже успел высказаться неоднократно. Например, так: «Нам нужно избавиться от Лиги наций и придумать более ясные турниры, которые всем понятны. Если вы спросите людей на улице, что такое Лига наций, вы не найдете многих, кто сможет это объяснить. Нам нужно проводить как можно меньше соревнований».
Таким образом, проект Венгера логически предусматривает ликвидацию Лиги наций. Тут, правда, есть нюанс — этот турнир придуман УЕФА и проводится под ее эгидой. Решать за УЕФА не уполномочен ни Венгер, ни Инфантино. Придется договариваться. Но вряд ли здесь будут какие-то особо неразрешимые проблемы. УЕФА вполне может удовлетвориться удвоенной частотой чемпионатов Европы, что сулит ей новые финансовые и властные перспективы. Лига наций в этой игре вполне может стать разменной картой.
Подведем черту. Есть все основания отнестись к словам Арсена Венгера со всей серьезностью. Он, конечно, не из самых молчаливых людей и использует любой повод, чтобы высказаться обо всем подряд, но в данном случае не просто треплет языком, как делал это десятки тысяч раз, а выступает от лица серьезнейшей организации. Нет сомнений, что проект реформ был согласован с Джанни Инфантино, а может, уже и с руководителями континентальных федераций. Так что, скорее всего, революция более реальна, чем может показаться.
Ну, а теперь ответьте себе на вопрос: вы хотите, чтобы чемпионаты мира и Европы проходили вдвое чаще? Наверняка ведь не откажетесь, да? Получается, прав Венгер, когда говорит, что это — как раз то, чего хотят болельщики?
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Юрий Шелест, специально для «Террикона»