В пoчтeннoм вoзрaстe 89 лeт ушeл из жизни Миxaил Кaлинин — мнoгoлeтний нaчaльник команды «Шахтер» советских времен. Человек, деятельность которого была незаметна болельщикам, но фамилию которого знали все, кто покупал ежегодные клубные справочники. «Террикон» провожает этого человека своими воспоминаниями…
По фотографии Калинина знали все. Простое славянское лицо с эффектной, голливудской прической. Лицо человека, который хорошо знает жизнь и понимает, что и почему в ней работает. Такое возникает впечатление. Больше о Калинине рядовой болельщик не знал ничего, но его причастность к команде была несомненной, хотя и не вполне понятной. Никто не мог четко ответить, что это значит — «начальник», в применении к футбольным реалиям. Решает повседневные вопросы? Зачем тогда администратор, фотография которого в справочнике тут же, рядом? Или, может, определяет состав? А что тогда делает главный тренер?
Историк советского футбола Аксель Вартанян пишет о должности «начальник команды» так: «Вскоре после войны, когда на одном из совещаний зашла речь о том, что футболисты-де слабо подкованы идеологически, употребляют спиртное и вообще нарушают режим, в командах мастеров ввели должность «заместитель тренера по политической части». Назначались на эту должность преимущественно офицеры-отставники КГБ, МВД, политорганов армии и флота. Они организовывали политзанятия, составляли на игроков письменные характеристики, информировали вышестоящее начальство о морально-политическом состоянии коллектива (включая и тренеров). Во второй половине 50-х годов должность замполита получила название «начальник команды». Однако прежние функции хрущевская оттепель как бы растопила, отчего постепенно зачислять на эту должность стали либо дополнительных тренеров, либо работников хозяйственного профиля».
В разных командах функции начальника получались совершенно разными. Скажем, в «Спартаке» Николай Старостин со своим авторитетом активно участвовал в решении спортивных вопросов. У другого классического «начальника команды» — Геннадия Жиздика из «Днепра» — задачей было решить все житейские вопросы игроков так, чтобы на поле они думали только об игре.
Калинин в «Шахтере», кажется, больше тренировал, чем администрировал. Впрочем, с определенностью об этом говорить трудно: просто администраторская его сторона для окружающих не была очевидной. Хотя она и была: решал квартирные вопросы, помогал достать продукты к праздникам. Улаживал дела с военкомами, чтобы оградить футболистов от армейской службы. Но все-таки его тренерская деятельность оставила более глубокий след. Все знали, что Калинин — мастер работать с молодежью и спец по вратарям. Он готовил всех знаменитых голкиперов «Шахтера» конца советской эпохи: Юрия Дегретева, Вячеслава и Виктора Чанова, Валентина Елинскаса. Футболистом Калинин был не самого высокого уровня, но ударом обладал особенным: плотным, мощным, концентрированным. «Жаловаться не могу. Природа одарила приличной колотухой. Юра Дегтерев говорит, что мог с закрытыми глазами определить, я это бью по воротам или кто другой», — скромно признавал Калинин.
Его футбольная карьера вряд ли впечатлит бывалого болельщика. Родился в поселке Тума Рязанской области в 1932. Играл на первенство области. В 1951 был призван в армию, попал в Кронштадт и в сборную города. Затем служил в Баку, где играл на первенство Азербайджана.
А после демобилизации соприкоснулся с Донбассом. Об этом Михаил Васильевич рассказывал так: «Меня пригласили вначале в московский «Локомотив». Играл за дублирующий состав. Во время сборов в Хосте Виктор Полунин позвал в Артемовск: «Переходи к нам. В Москве составчик крепкий, пробиться в основу практически нереально. А у нас будешь постоянно играть». Великий советский тренер Борис Аркадьев, который тогда работал с «Локомотивом», сказал мне, что будет за мной следить и, если все сложится, вернет в Москву. Мы здесь выступали в первенстве Украины. Неплохо так выступали. Даже пробились в класс «Б» чемпионата СССР, а это уже давало статус команды мастеров. Отыграл в «Локомотиве» до 1963. Потом окончил Высшую школу тренеров и отправился в «Шахтер» города Горловка, в котором проработал до 1973″.
А потом горловскую команду расформировали. А еще через год Калинин получил предложение из Донецка — возглавивший «Шахтер» Владимир Сальков отдавал Калинину клубную спортивную школу. Из нее Калинин вырос до тренера дубля, а потом — до тренера вратарей, и в этом качестве запомнился наиболее всего.
Тренировочный процесс, помимо пушечных ударов, Калинин заполнял и другими элементами. Вот, например: «Пока на одной половине поля проходят игровые упражнения, на другой мы с третьим, свободным вратарем занимались выходами. Потом он шел в общую группу, из которой один переходил в мои руки. Я навешивал в штрафную. А чтобы создать вратарю помеху, привлекал в качестве «столбов» врача, массажиста. Даже водителя командного автобуса. На сборах я с ними много дополнительно работал. Они могли и самостоятельно позаниматься. Поэтому и стали выдающимися вратарями».
Калинин оставался тренером и начальником команды с 1975 по 1987, а потом еще ненадолго вернулся в начале 90-х. Он застал великую пору «Шахтера» — но переживал с ним и тяжелые времена, когда от вылета из Высшей лиги спасало только чудо. При нем сменились 4 тренера, при нем окончилась одна эпоха и почти началась другая. Мимо этого человека никак не пройти любому, кто пишет историю клуба. Этого человека нельзя не помнить…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Евгений Ясенов, специально для «Террикона»