Жизнь внутри урагана, или Исповедь Ферны

Нa знaмeнитoм рeсурсe The Players Tribune, гдe рaзмeщaются aвтoбиoрaфичeскиe тeксты извeстныx спoртсмeнoв, пoявился мeмуaр в испoлнeнии Фeрнaндиньo. Пoлузaщитник «Манчестер Сити» вспоминает, в том числе, и донецкие времена. Публикуем этот текст в нашем переводе…

Как-то один репортер спросил меня: «Ты никогда не устаешь от побед?» Конечно, ответ был — «нет». Совсем наоборот. Я имею в виду, что побеждать куда лучше, чем проигрывать, не так ли?

Каждый титул имеет свой особенный привкус, каждая победа придает тебе энергии, чтобы двигаться дальше. Когда ты имеешь такую ментальность, когда ты сосредоточен на следующей победе — это вроде как… Знаете, такая аналогия может показаться странной, но это как будто ты находишься в центре урагана. Изнутри ты воспринимаешь все совершенно иначе. Весь этот шум, гром, дождь — они как бы существуют совершенно вне тебя. Для тебя же есть только одно — стремление вперед, к победе. Да, мы выиграли сегодня, но завтра нас ждет новый вызов. Нет время на переживания, на празднования.

Вы скажете, что слышали это миллион раз, от любого спортсмена. Это так. Но это — правда, пусть и выглядит, как клише. Только такой подход позволяет вам оставаться на вершине вашей игры. Лично я живу внутри урагана уже 15 лет — с тех пор, как перебрался в Европу. Пятнадцать лет!

Есть один пример, который стоит привести, чтобы понять, насколько важна эта ментальность. Вообще-то, я не тот парень, от которого можно услышать пространные речи. Но бывают исключения. Одно из них случилось 31 декабря прошлого года. На тот момент «Сити» шел восьмым в чемпионате. Закончилась тренировка, и Пеп не выглядел счастливым…

Чтобы понять всю остроту ситуации, надо вспомнить, что случилось до этого. Начало сезона 2020/21. Как и начало любого сезона — сплошная неразбериха. Но тут — особый случай. Нам пришлось входить в дело практически без предсезонной подготовки. Ничего подобного никогда еще не случалось в наших карьерах. Вы не можете себе представить, какое количество ковид-тестов я сдал за это время. У меня и так большой нос, но от всего этого он приобрел просто гигантские размеры! Это было тяжело физически, но и ментально тоже. Из-за пандемии все изменилось и в повседневной жизни игроков. Все, к чему мы привыкли и считали непременным, стало другим. Все! Все, что касается самых обычных вещей — питания, отдыха, общения. Реальность совершенно изменилась. И нам пришлось к этому приспосабливаться. Это было невероятно тяжело.

Но у нас было то, что сделало «Манчестер Сити» великим — стремление и умение продолжать двигаться к цели, несмотря ни на какие обстоятельства. Это приводило нас к чемпионсмтву в прошлом.

Но вернемся к ситуации накануне Нового года. Мы — на 8-м месте, и это совсем не хорошо для нас. Тренировка прошла непонятно как. Это были не мы. Неточные пасы, замедленные передвижения, игроки не выглядели заинтересованными…

После тренировки Пеп подошел ко мне и обратился как к капитану, лидеру команды. Он сказал, что не все выкладывались на 100 процентов, а ответственность лежит и на мне тоже. В начале сезона, после ухода Давиды Силвы, команда оказала мне великую честь, избрав капитаном. Надо вам сказать, что в Англии роль капитана — совсем не та, что в других странах, например, в Бразилии. Здесь ты отвечаешь за массу вещей, в том числе, например, за штрафы — вроде тех, что накладываются за использование телефонов во время тренировок и восстановления. Но все равно, пост капитана — это очень круто!

После разговора с Пепом я отправился домой, чтобы отпраздновать Новый год. Но честно говоря, было не до отмечаний. Слова тренера не выходили у меня из головы. И на следующее утро я позвонил в клуб и попросил менеджера собрать игроков на совещание. Из-за этого я даже уговорил Пепа отложить на час тренировку. Когда все собрались, я передал им разговор с Пепом, и добавил от себя, что некоторые вещи нельзя ничем оправдать, что слабая отдача на тренировках обязательно впоследствии скажется на игре. Это было очень откровенно, и я не особо выбирал слова. После меня выступили другие игроки, и все были согласны со мной. Каждый из нас и так понимал, что необходимы перемены, но нам необходимо было услышать это от товарищей по команде.

Чемпионат был еще на той стадии, когда все оставалось в наших руках. Следующий наш соперник, «Челси», стоял гораздо выше нас. Перед игрой я сказал себе: «Если в этот раз у нас ничего не получится, с меня хватит!» Но у нас получилось, и еще как! К перерыву мы вели со счетом 3:0. С этого матча началась наша рекордная победная серия. Мы вернулись в центр урагана.

Я никогда не был элегантным игроком с отточенной техникой. Но я никогда не уклонялся от борьбы. Мои партнеры, тренеры, болельщики всегда знали, что могут рассчитывать на меня. Так было всегда — с тех самых времен, когда я впервые приехал в Европу. На момент дебюта в «Шахтере» мне было всего 20 лет. И я ничего не знал о европейском футболе — как и об Украине. Я не знал, какие там деньги, я не смог бы показать ее на карте. Для меня Европа представлялась большим, удаленным пространством, где есть много всяких стран.

Я был скромным парнем из «Атлетико Паранаэнсе», которому, как и его товарищам по команде, клуб платил в день по 30 долларов за выступления в Кубке Либертадорес. И это была для нас большая сделка. Мы таких денег сроду не видели.

Предложение из «Шахтера» стало для меня хорошим шансом проявить свои футбольные способности. И конечно, финансовый вопрос имел значение. Деньги, полученные за меня, позволили «Атлетико Паранаэнсе» обновить тренировочный центр. За месяц жизни на новом месте я еще не успел обзавестись банковским счетом, так что клуб выплатил мне первую зарплату наличкой. Это была куча денег! Для парня, недавно радовавшегося 30 долларам, происходящее казалось просто безумием!

За первые деньги, полученные от клуба, я смог купить своей маме новое жилье в Куритибе. Но, если оставить деньги в стороне, надо признать: я провел в Украине восемь прекрасных лет. Я узнал новую культуру и новый образ жизни. Я выучил русский язык, хоть это и потребовало времени. Я до сих пор поддерживаю отношения кое с кем там. И что важнее всего — там родился мой сын, так что часть меня всегда будет оставаться украинской. Я честен, когда говорю о симпатии к этой стране — но слушайте, как же там холодно!

В той части Бразилии, откуда я родом, температура редко опускается ниже 15 градусов тепла. Я никогда не видел снега до приезда в Донецк. Представьте себе мой шок от первой зимы, проведенной на новом месте! Никогда не забуду тот январь. Он оказался одним из самых холодных в Европе за много лет — температура достигала 25 градусов мороза и даже ниже. Честное слово! Я старался, выскочив из автомобиля, тут же нырнуть в какое-нибудь помещение. Гулять было совершенно невозможно! Было очень сложно, но пришлось приспосабливаться. Это тоже был один из профессиональных вызовов.

То же самое — с футболом. Оказалось, что в Европе он быстрее, динамичнее, скоростнее, чем наш бразильский. Я должен был приспособиться и к этому тоже. И с помощью партнеров и тренеров — я смог. Как игрок, я всегда любил борьбу. И мне нравились новые вызовы — что-то совершенно неизведанное. Для того, чтобы научиться чему-то и получить удовольствие, приходится немного страдать. И когда тебе удается добиться своего, и ты вспоминаешь это — тебе легко настроить себя на то, что нужно опять начинать все сначала.

За эти восемь лет мы выиграли множество титулов в Украине, но самым ярким воспоминанием остается победа в Кубке УЕФА 2009. Президент клуба много лет инвестировал в бразильские таланты, чтобы сделать из «Шахтера» европейское имя. Но этого никогда не достичь без европейских трофеев. Четыре года с моим участием, предшествовавшие нашей победе, были заполнены разочарованиями на европейской арене. Как можно забыть тот злосчастный матч с «Севильей» в 2007, когда нам забил вратарь на последней минуте? Но эти неудачи тоже двигали нас вперед — и привели к огромной радости 20 мая 2009 на стамбульском стадионе, в победном финале против «Вердера».

Для клуба это был величайший момент достижения главной цели. Для нас, бразильцев «Шахтера» (в стартовом составе вышло пятеро) — оправдание нашего украинского проекта и доказательство того, что в нас верят. Теперь, когда в Бразилии произносишь «Шахтер», все понимают, о чем идет речь. Наша работа способствовала тому, что для людей это стало чем-то особенным.

…Настанет день, когда я сяду рядом с моими детьми — или внуками — и вспомню все, чего я достиг на этом континенте. Я приготовлю креветок, налью себе немного кокосовой воды, откинусь в моем любимом кресле и расскажу ими обо всем.

Об украинских зимах. Об изнурительных тренировках. О титулах. Слушайте, как это это будет приятно!

Но сейчас я не буду так расслабляться. Еще не время. Еще так много нужно сделать!



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon