Шок и трепет: что случилось в Барселоне?

Ужaсный скaндaл, рaзрaзившийся вчeрa в футбoльнoм клубe «Бaрсeлoнa», трeбуeт некоторых пояснений. Вскрылись вещи, о которых широкая публика могла разве что догадываться. «Террикон» исследует ситуацию…

❗️ Former Barcelona President Bartomeu is arrested. [cadena ser] pic.twitter.com/OdsAvE0rIT

— barcacentre (@barcacentre) March 1, 2021

Скандал Barcagate, который сейчас так больно ударил по экс-президенту клуба Хосепу Марии Бартомеу, разразился давно, год назад и заключался в следующем. Клуб нанял уругвайскую компанию I3 Ventures, официально — для мониторинга соцсетей, неофициально — для распространения негативной информации о некоторых звездах команды. Задача была понятна — переложить на плечи игроков ответственность за тот хаос, который творился в ФК «Барселона». В этот сюжет было вплетено увольнение Эрнесто Вальверде с резонансным заявлением экс-спортивного директора Эрика Абидаля («Многие игроки не были довольны Вальверде или работали не так много») и отповедью ему со стороны Лионеля Месси.

Именно Месси наряду с Жераром Пике, по утверждению прессы, был главной мишенью Бартомеу. Ему требовались сакральные жертвы. Его провальная политика не оставляла ему вариантов — по крайней мере, в какой-то момент он, видимо, убедил себя в этом. Уцелеть нормальным образом он уже не мог — и решил прибегнуть к отчаянным мерам.

Следствие подозревает, что Бартомеу распустил щупальца шире, чем можно было подумать поначалу, что I3 Ventures была не единственной компанией, нанятой им для дискредитации игроков, и есть еще 5 других, занимавшихся той же деятельностью. С оплатой за проделанную работу тоже были маленькие хитрости. В частности, общая сумма разбивалась на несколько частей, что позволяло уйти от некоторых законодательных ограничений. Кроме того, можно легко обнаружить, что испанские фирмы за аналогичную работу берут существенно меньше — то есть, была заинтересованность в том, чтобы разместить заказ у совершенно определенного исполнителя.

Другая сторона происходящего — общая финансовая деятельность Бартомеу. Вместе со своими друзьями и соратниками в руководстве клуба он погрузил «Барселону» в финансовую пучину, доведя размеры долгов до космического уровня — 1 миллиард евро. Целый ряд сделок с участием экс-президента и его ближайшего окружения вызывает вопросы правоохранителей. Например, суд города Барселона считает доказанным, что клуб раздробил вознаграждение за Неймара на несколько контрактов для минимизации налогообложения и сокрытия истинной цели выплат.

В целом, на момент Бартомеу дела «Барселоны» находились в дичайшем беспорядке, и еще не один год понадобится на то, чтобы стабилизировать ситуацию. Во всяком случае, будет невозможно жить, так, как «Барселона» привыкла в последние годы, ни в чем себе не отказывая и совершая фантастические покупки.

К лету прошлого года в «Барселоне» возникла ситуация, при которой правильные шаги сделать было уже невозможно. Бартомеу пытался маневрировать, вел какие-то переговоры с Месси, которые аргентинец позже характеризовал как «странные». Что бы там Бартомеу на самом деле ни чувствовал к Месси, он не мог себе позволить потерять главную звезду — сосьос и болельщики ему не простили бы этого. Но параллельно шли сливы в прессу, представлявшие Месси каким-то хапугой, сосредоточенным на получении баснословной зарплаты в то время, как клуб из-за пандемии вынужден считать каждую копейку, то есть евроцент.

Бартомеу должен был думать и о приближающихся выборах, на которых все еще мечтал одержать победу. И поэтому боролся, как мог, с главным конкурентом Виктором Фонтом, козырем которого был Хави в образе будущего главного тренера команды (вроде бы такую договоренность Фонт имел и имеет). Как следствие, появились публикации, которые и Хави выставляли не в самом выгодном свете…

Результат для Бартомеу оказался плачевным. После того, как подробности его отношений с I3Ventures (и, возможно, с другими подобными конторами) были обнародованы прессой, против него поднялась мощная волна общественного недовольства. Все это закончилось сбором подписей за его отставку. По уставу, требовалось 20 тысяч голосов сосьос клуба. Их собрали без особых проблем. Поняв, что шансов у него нет, Бартомеу покинул пост.

Но это уже не могло его спасти в долгосрочной перспективе. Следствие продолжалось, и оно привело к вчерашнему аресту экс-президента, а также его ближайших соратников — генерального директора Оскара Грау, директора юридического отдела Рома Гомеса Понти и главу администрации президента Жауме Масферрера. Последний считается вдохновителем всей операции — опыт у него в темных делах большой, он был советником экс-президента Сандро Роселя, попал в тюрьму за махинации, отсидел, вышел и стал правой рукой Бартомеу. Ну, а «мозговым центром» называют клубного юриста Понти, известного, помимо прочего, своим высокомерным отношением к прессе (что сейчас выходит ему боком).

Символично, что все это происходит на фоне приближающихся выборов президента клуба, намеченных на 7 марта. Они должны были состояться в конце января, но из-за карантинных ограничений их перенесли. Сейчас вроде бы все должно получиться. Главные кандидаты в президенты — Виктор Фонт и Жоан Лапорта — уже отреагировали на арест Бартомеу и его команды. Говорили они как будто с одной бумажки, призывая помнить о презумпции невиновности и предостерегая от поспешных выборов. Одному из них придется иметь дело с наследием Бартомеу, придется разгребать все это…



Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon

Юрий Шелест, специально для «Террикона»