В пoслeдниe дни спoртивнaя прeссa oсвeжилa тeму кризисa в лугaнскoй «Зaрe». Тема не новая и даже несколько избитая, но сейчас она заиграла новыми красками. «Террикон» внимательно изучает, что говорят…
Тема финансовых проблем «Зари» поднимается с завидной регулярностью. Например, она возникла год назад, и тогда казалось, что команда на грани распада, что ее владельцу окончательно надоело тратиться на проект, потерявший смысл. Помните, тогда из «Зари» ушел генеральный директор Сергей Рафаилов, который впоследствии не преминул прокомментировать состояние дел в клубе. И по всему получалось, что дела там далеко не блестящи.
Но ничего страшного не случилось. «Заря» заняла 3-е место, чуть было даже исторически не прорвалась в Лигу чемпионов, в конце концов, получила возможность сыграть в групповом турнире Лиге Европы, добилась там относительных успехов (такие, какие могла «потянуть»), заработала какое-то количество денег, продала нескольких звезд и вошла в новый сезон, совершенно не собираясь умирать. Все-таки еврокубковые бонусы оказывают на украинские клубы удивительно живительное воздействие — просто молодильные яблочки какие-то.
Сейчас ситуация складывается очень похожая, разве что об уходе генерального директора речь не идет. Опять говорят о каких-то проблемах с деньгами — разумеется, руководство клуба это отрицает («У нас команда полностью укомплектована, мы довольны нашей селекцией в этой части сезона. Нет никаких финансовых проблем», — заявляет нынешний гендиректор Станислав Оганов в эфире программы «Вмикай підігрів»). Эксперты из ютуб-шоу «ТаТоТаке» обращают внимание на то, что целая группа игроков команды имеет истекающие контракты. И это не какие-то там второстепенные игроки, а ключевые, системообразующие — Джоэль Абу Ханна, Дмитрий Иванисеня, Владлен Юрченко. Последние двое исключительно важны в формировании игрового креатива, что всегда имеет особое значение…
Финансовые проблемы «Зари» трогать не будем, это отдельный вопрос, и в нем не разобраться без соответствующих документов и специалистов. Поэтому оставим последнее слово за Станиславом Огановым. Пусть все будет так, как он говорит. В конце концов, мы искренне желаем «Заре» добра и процветания, насколько это возможно в своеобразных условиях УПЛ. Сосредоточимся на чисто футбольной стороне дела.
Предположим, что летом «Заря» действительно потеряет троих важнейших футболистов, перечисленных выше. Что это будет означать? По большому счету, конечно, ничего хорошего. С другой стороны, разве прошлым летом не произошло чего-то подобного? Разве не потеряла команда двух защитников — Богдана Михайличенко и Евгения Чеберко, одних из лучших в том составе? И что в итоге? Пережив стартовый кризис, «Заря» стала играть не хуже, чем раньше, и после исключительной победной серии вернулась на третье место, с которого ее будет не так-то просто столкнуть. То есть, состав был переформатирован, замены нашлись, катастрофы не случилось.
У «Зари» — достаточная глубина состава. Мы не собираемся подсказывать Виктору Скрипнику, как решать гипотетические проблемы, но отметим, что рядом с Иванисеней в заявке числятся еще два «опорника» — Игорь Чайковский и Ловро Цвек. А кроме Юрченко, команда располагает таким замечательным атакующим полузащитником, как Владислав Кабаев. То есть, даже если «Заря» потеряет Иванисеню и Юрченко, на их позициях даже сейчас есть кому играть. С потерей качества или без — это уже зависит от многих параметров и не поддается прогнозированию.
С любым составом и при любых раскладах, но с учетом стабильного финансирования, ключевой фигурой в развитии проекта для «Зари» является Виктор Скрипник. Отношения с ним у руководства, похоже, не безоблачные, достаточно вспомнить страннейшую ситуацию прошлого лета, с почти уже состоявшимся приходом на его место Александра Бабича. Вообще-то, контракт с «Зарей» у Скрипника — до 30 июня 2022, и неоднократно уже упоминавшийся Станислав Оганов в середине декабря заверял, что Скрипник никуда уходить не собирается.
Оставшись у руля луганской команды, этот тренер способен произвести любую реструктуризацию. Может совершенно измениться командная модель. Обратим внимание, например, на появление в центре нападения иранца Шахаба Захеди. Этот игрок может стать тем, кого не имела «Заря» на протяжении всех последних лет — ярко выраженного бомбардира. Начиная еще с Юрия Вернидуба, луганская атака была результатом коллективных усилий и распределенной ответственности. Голы забивали многие, но чтобы кто-то один заметно выделялся — такого не было почти никогда. Закономерно, что лучшими бомбардирами становились такие люди, как Богдан Леднев — мягко говоря, не самый ярко выраженный нападающий. Доходило до того, что в сезоне 2018/19 больше всех голов в команде забил правый защитник Александр Караваев (который, правда, в том сезоне чаще исполнял роль правого полузащитника, переходящего в вингера).
Появление Захеди, которые уже начал забивать за «Зарю», дает Скрипнику возможность строить команду на других началах — особенно имея такую еще одну эффективную фигуру в атаке, как Александр Гладкий. Не исключено, что мы в конце этого или начале следующего сезона увидим совершенно другую по структуре «Зарю». И в этом процессе уход или неуход нескольких игроков не будет играть такого уж большого значения…
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»