Oднoй кoмaндoй в укрaинскoй Пeрвoй лигe мoжeт стaть мeньшe. «Гoрняк-Спoрт», идущий в числе лидеров, потерял старых спонсоров и не нашел новых. На днях должно решиться будущее клуба, а пока «Террикон» вспоминает проекты, которые рассыпались в прах в момент, когда, казалось, шли в рост…
«Темп» (Шепетовка»)
Джумбер Нишнианидзе родился в Грузии, а потом в Воркуте познакомился с украинкой и переместился в Шепетовку. Там у него хорошо пошли дела, и в 1990 он, страстный футбольный болельщик (хотя и ватерполист по спортивному прошлому), создал команду «Темп», которая, как он надеялся, со временем сможет на равных бороться с киевским «Динамо». Это казалось смешным, но, вероятно, Нишнианидзе уже чувствовал и развал Союза, и формирование отдельного украинского чемпионата, в котором может случиться всякое…
В 1993 «Темп» пробился в Высшую лигу, где сразу же занял 9-е место — то есть, стоял в верхней части турнирной таблицы. Но потом бизнес Нишнианидзе зашатался, денег перестало хватать на самое необходимое, не то что на футбол. И «Темп» рухнул в Первую лигу, где сразу попал в аутсайдеры, а через год и вовсе прекратил существование. Грузинский бизнесмен со временем потерял все, тяжело заболел и умирал совсем не в том почете, какого заслуживал за двухлетний праздник, подаренный городу.
«Металлург» (Донецк)
Вторая донецкая команда всегда жила в тени «Шахтера», это понятно, и в городе была мало кому нужна. Но если посмотреть на ее результаты отвлеченно, то получается, что мы имеем дело с одним из самых успешных украинских футбольных проектов. Более высокие результаты показывали лишь представители Топ-4 И «Черноморец». «Младшие дончане» — трехкратный «бронзовый» призер, как-никак…
2014-й «Металлург» встретил в состоянии стабильности и относительной уверенности в завтрашнем дне. Ну, а потом настало то, что настало, «Металлург» вынужден был покинуть город, потерял финансовую базу… И в результате перестал существовать — в 2015 владельцы команды приняли решение о прекращении ее существования после безуспешной попытки слияния со «Сталью» из Днепродзержинска. Так умерла команда, которая еще годом ранее входила в шестерку лучших УПЛ, а за все годы выступления в элитном дивизионе лишь дважды не смогла финишировать в «десятке».
«Металлист» (Харьков)
Однажды харьковский клуб чуть было не стал чемпионом Украины. Однажды он добрался до четвертьфинала Лиги Европы. Это была крепкая по континентальным меркам команда с образцовой службой селекции, работой которой восхищались не только в Украине. Молодые футболисты, которых Евгений Красников и его люди замечали повсюду, отлично вписывались в коллектив и вызывали восторг на трибунах. Президенту Александру Ярославскому вместе с тренером Мироном Маркевичем удалось создать команду-мечту.
Но в 2013 у Ярославского клуб отобрали. В руках у нового владельца Сергея Курченко этот механизм сразу начал давать сбои — и хотя в сезоне 2013/14 «Металлист» еще финишировал на 3-м месте, то через год был уже 6-м, не сумев конкурировать даже с «Ворсклой». А потом наступила агония. В 2016 не вылезал из аутсайдеров и, в конце концов, прекратил свое существование, за пару лет превратившись из эталонного клуба в клубок проблем. Курченко к тому моменту уже 2 года как находился в России…
«Полтава»
Самый хрестоматийный пример — потому что эта команда действительно умерла на самом взлете, именно в тот момент, когда добилась наивысшего успеха в своей истории. Но тут надо учитывать фактор личности президента клуба. Леонид Соболев, благодаря которому «Полтава» и появилась на свет в 2007, как натура чрезвычайно тонкая и ранимая, 6 раз (!) за 10 лет предпринимал попытки снять клуб с соревнований, жалуясь на разные обиды и предвзятое отношение. Но трижды его отговаривали. А летом 2018 не смогли…
Это случилось сразу после неслыханного триумфа — «Полтава» добилась права играть в плей-офф за выход в УПЛ и по результатам двух матчей победила «Черноморец». Место в элите было гарантировано. Но менее чем через месяц было официально объявлено о том, что клуб прекращает свое существование. Это выглядело каким-то театром абсурда, но оказалось полной реальностью. Формальной причиной была названа «невозможность приведения стадиона «Локомотив» в соответствие с требованиями регламентных документов УПЛ и ФФУ». При этом, имелась договоренность о том, что «Полтава» будет выступать на главном стадионе города — «Ворскла»… В общем, никто ничего не понял, команда канула в небытие, а причины всего этого может объяснить только сам Соболев. Наверное.
«Днепр»
Одна из старейших команд Украины, двукратный чемпион СССР в сезоне 2013/14 реально претендовала на «золото» и не смогла его отобрать у «Шахтера» только из-за своей несобранности, провалившись на финише. Но команда была собрана отличная, а в следующие годы, на фоне футбольного общеукраинского кризиса, она лишь укрепилась, к тому же возглавил ее мэтр тренерского цеха Мирон Маркевич. В чемпионате Украины она дважды подряд финишировала 3-й, с изрядным отрывом от преследователей. Пиком выступлений того «Днепра» стал выход в финал Лиги Европы-2015 и героическая борьба в этом матче.
А потом началось… ФИФА вплотную занялся делом Хуанде Рамоса, экс-тренера «Днепра», которому задолжали более миллиона евро зарплаты. Очевидно, исходя из принципа, что долги платят только трусы, клуб Рамосу и не платил. В сезоне 2016/17 с команды несколько раз снимали за это очки, в итоге она финишировала на предпоследнем месте и отправилась в Первую лигу, но тут же ее волевым решением УЕФА перевели еще на уровень ниже. Там она грустно умерла 2 года спустя — во всяком случае, как профессиональный клуб.
Обсудить новость можно на страничке terrikon.com в Facebook https://www.facebook.com/terrikon
Вадим Самойлов, специально для «Террикона»